Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

По плану Минпромторга с 1 ноября власти намерены убрать льготы для частных лиц, покупающих автомобили из-за границы мощнее 160 лошадиных сил. Утильсбор прибавит к цене машин от сотен тысяч до миллиона рублей и больше. Кому это будет выгодно, выясняли «Новые Известия».

Виктор Левин

Для начала напомним, что с введением утильсбора, никакого отношения к утилизации старых автомобилей не имеющего, а идущего напрямую в бюджет РФ, у покупателей иномарок был выбор: либо приобрести машину у юридических лиц, которые законно ввезли товар, уплатив коммерческий сбор, либо самому или через посредников заказать автомобиль и дождаться его привоза в Россию. В первом случае бюджет получает сотни тысяч рублей, помимо таможенных сборов и НДС, во втором — лишь жалкие 3-5 тысяч рублей.

Отсюда — гигантская разница в ценах на одни и те же машины внутри страны. Так, например, самый популярный китайский кроссовер последних трех лет — «Джили Монжаро» — можно купить у дилера за 4,8-5,2 миллиона рублей, а можно и сэкономить 1,5-2 миллиона, став сам себе дилером.

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Ресурс экономии хорошо виден в таблице коммерческого утильсбора, который непрерывно растет до 2030 года.

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Единственной проблемой в покупке машины по параллельному импорту с оформлением на частное лицо был риск нарваться на жуликов, заплатить немалые деньги за авто, но получить либо не то, что заказывал, либо вообще ничего. Однако сегодня услугами по подбору и доставке машин для «физиков» занялись солидные гранды авторынка, о чем писали «Новые Известия», и, таким образом, риски сведены к минимуму. Результатом новации стало то, что за последний год доля параллельного импорта в общих продажах автомобилей увеличилась до 12%, демонстрируя непрерывный рост.

Разумеется, государство не могло не заметить, как ручеек льготных платежей превращается в полноводную реку. За восемь месяцев 2025 года только из Китая в РФ ввезли 38 тысяч легковых автомобилей с пробегом. Это в 4,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Но ведь везут не только из Поднебесной, но и из Европы, ОАЭ, Южной Кореи, Японии, Грузии, Казахстана…

Читайте также:  В Волгоградской области из-за падения обломков БПЛА поврежден жилой дом

Автоэксперты еще год назад предсказывали закрытие этого окошка налоговой халявы для граждан. И вот случилось: Минпромторг анонсировал выравнивание утильсбора для «физиков» и «юриков» с 1 ноября 2025 года.

Решение еще не принято, но многие говорят о нем как о деле решенном, отмечая абсурдный характер новации.

— СМИ писали, что инициаторами «выравнивания» налога выступают АвтоВАЗ и ГАЗ, — говорит в интервью «НИ» наш эксперт Игорь Лемешев. — Однако, на мой взгляд, никакой вообще выгоды российские автопроизводители не получат.

Во-первых, АвтоВАЗ не делает ни одной модели, мощность которой превышала бы 122 лошадиные силы. В планах завода нет ни создания нового двигателя, ни увеличения «лошадей» у старых за счет турбин. Даже будущий кроссовер «Азимут» не получит более мощного мотора.

Во-вторых, у физических лиц и с новыми ограничениями остается огромный выбор иномарок, которые все еще подпадают под льготный утильсбор. Машины классов А, В, С, оснащенные двигателями до 160 л. с., делают практически все мировые производители, включая элитную немецкую тройку. У европейцев, например, масса вариантов с дизельными моторами до 150 сил, которые ставят и на авто D-класса.

Таким образом, расчет на то, что, столкнувшись с новым утильсбором, покупатели иномарок бросятся в салоны «Лада», носит, мягко говоря, завиральный характер.

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Конечно, коммерческий утильсбор поставит крест на многих популярных моделях из параллельного импорта. Но куда пойдут те, кто не сможет купить машины, скажем, с двухлитровыми моторами от 160 до 250 сил? Они, скорее всего, направятся в салоны официальных китайских дилеров, считает эксперт Игорь Лемешев, добавляя, что китайцы в последнее время весьма прочно устраиваются в секторе 200+ лошадиных сил с новыми двухлитровыми моторами, которые заменяют привычные турбированные «полторашки».

За примерами далеко ходить не надо. Вот, скажем, новинка осени — GAC GS4 на полном приводе с мотором на 231 л. с. и 8-скоростным автоматом. Машину буквально скопировали с уходящего пятого поколения Toyota RAV 4, которую тот же концерн GAC легально выпускает для китайского рынка. При цене от 2 990 000 кроссовер — неплохой конкурент корейским и японским машинам из параллельного импорта. И таких вариантов на рынке от разных китайских производителей появляется все больше и больше.

Читайте также:  Петербуржцам пообещали минимум два «летних» дня

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Вопрос дня: кому поможет грабительский утильсбор — АвтоВАЗу или китайцам?

Ну, а что же наш священный, как индийская корова, АвтоВАЗ? А ничего. Растущий утильсбор не помог ему в 2025 году, когда на стоянках скопилось больше 100 тысяч непроданных машин. И вряд ли поможет с введением очередного грабительского налога для россиян, все еще желающих ездить на приличных автомобилях.

Господдержка автопрома слабо помогает его флагману. АвтоВАЗ планирует с 29 сентября ввести сокращенный режим работы, который может продлиться до шести месяцев, но может его отменить при улучшении ситуации на рынке, сообщил профсоюз автозавода 16 сентября. Его председатель подтвердил «Интерфаксу» переход на 4-дневную рабочую неделю до 28 марта 2026 года.

Однако, по нашему мнению, проблема не только в ситуации на падающем рынке и коллапсе кредитования из-за высоких ставок — АвтоВАЗу сегодня просто нечего предложить рынку! «Гранта», созданная на базе ВАЗ-2108 1983 года, «Нива», рожденная полвека назад, в 1976 году, «Веста», которая справила уже 10-летие своего производства, — вот и весь набор «козырей», каждый из которых безнадежно проигрывает китайским аналогам, не говоря уже о японцах и пр. авторитетах мирового автопрома. Есть опасение, что и новая «Искра» на тележке старого «Рено-Логана» кардинально положения дел не исправит.

Кстати, выравнивание утильсбора сделает абсолютно невыгодным привоз в Россию гибридов и электричек. Пока весь мир переходит на высокотехнологичные автомобили с заботой об экологии, власти РФ, по сути, запрещают их использование.

Как говорится, дальше ехать некуда…