Что будет со старыми дипломами и зачем вообще убирают бакалавриат
Когда Валерий Фальков объявил, что с 2026 года в России исчезнет понятие «бакалавриат», внимание студентов и родителей было приковано только к одному вопросу — а что будет с теми, кто уже учится по Болонской системе?
Выбрасывать старый диплом, теряя потраченные деньги? Или получать допобразование по новым стандартам? Реформа может обернуться для нынешних студентов серьезными последствиями.
Оксана Самойленко
Учиться до пенсии: к чему готовиться?
Новую систему высшего образования сейчас тестируют в шести университетах: МАИ, МИСиС, МПГУ, Санкт-Петербургском горном университете, Балтийском федеральном университете (БФУ) им. Иммануила Канта и Томском государственном университете (ТГУ).
Основное изменение: вместо бакалавриата и магистратуры теперь будут две ступени образования:
- базовое высшее — от четырех до шести лет в зависимости от направления;
- специализированное высшее — еще от года до трех лет. Аспирантура не в счет. Ее выделят в отдельное направление.
По плану повсеместно новый формат внедрят с 2027-го, но ведущие вузы страны могут перейти на него уже со следующего года.
Например, программы шестилетнего обучения уже разработали в Бауманке. В МИФИ готовы перевести с 2026-го на новую систему инженерно-технические направления. На первом уровне — базовое образование — хотят добавить больше практики, а на втором — узкоспециализированные модули, чтобы готовить точечных специалистов в своей сфере.
Министр образования говорит, что цель всех этих изменений — увеличить длительность обучения в вузе. Особенно по тем направлениям, где четырех лет явно недостаточно. Например, для педагогов и инженеров. Врачи и так сейчас учатся 6+ лет.
При этом Фальков заверяет, что все дипломы старых образцов останутся в силе, «свой вес» они не потеряют.
Но студенты и родители сомневаются, возьмут ли нынешних бакалавров в «специализированное высшее», не окажутся ли их дипломы слабее новых. Работодатели ведь будут смотреть на практику и срок обучения. А в будущем для ряда должностей могут вовсе потребовать только «профильное высшее». У Минобразования есть год на то, чтобы найти ответы на эти вопросы.
Первые итоги
По новым программам уже учатся 12 тысяч студентов. В Томском госуниверситете заверяют, что довольны девять из десяти первокурсников, а на «Цифровой медиамаркетинг» конкурс дошел до пяти человек на место — для регионального вуза это рекорд.
Но в Горном университете картина обратная: все бюджетные места магистратуры заняли… сотрудники самого вуза. Формально план выполнен, а вот качество эксперимента под большим вопросом.
Второе образование отменяется?
Еще одна скрытая проблема новой системы — исчезновение привычной для студентов «второй ступени». Раньше у многих была возможность выстроить траекторию так, чтобы в бакалавриате получить одну профессию, а в магистратуре — смежную. Это помогало расширять компетенции и становиться более конкурентоспособными на рынке труда. К примеру, экономист мог дополнительно получить подготовку в сфере IT-менеджмента, педагог — в психологии, инженер — в управлении проектами.
Да, поступить в магистратуру на бюджет было сложно — мест всегда было мало. Но даже эта «крошка» бюджетного пирога давала шанс амбициозным студентам уйти в новую сферу и за короткие два года освоить востребованное направление.
Теперь же подобной возможности может не остаться вовсе. В новой модели образования вторая ступень формально похожа на магистратуру, но в реальности это лишь способ удержать студентов в вузе ради «узких знаний», которые они бы без труда и так получили в профессии.
Контракт под контролем
Ситуация усугубляется еще и тем, что государство намерено вмешиваться не только в распределение бюджетных мест, но и в контрактное обучение. С 2026 года Минобр планирует регулировать количество платных мест по направлениям, и у вузов не будет свободы принимать всех, кто готов платить.
Это означает, что даже те студенты, которые нашли средства на обучение, могут попросту не поступить туда, куда хотят. Ограничения сделают конкуренцию еще жестче: если раньше деньги были гарантом поступления на контракт, то теперь этот путь закрыт.
Учиться дольше и дороже
Если пересчитать в деньги, новая система оказывается ощутимо тяжелее для семей. Четыре года бакалавриата стоили условно 400–600 тысяч рублей в регионах и от миллиона — в Москве. Магистратура добавляла еще около 250–500 тысяч.
Теперь «базовое высшее» и «специализированное» растянутся минимум на пять лет, а чаще — на семь-восемь. Даже при средней цене обучения это еще плюс один–два миллиона рублей к расходам семьи. Для многих это становится непреодолимым барьером.
Работодатели в замешательстве
Новая система вызывает вопросы и у бизнеса. Работодатели признаются: они не понимают, чего ждать от выпускников «базового» и «специализированного» высшего. В старой модели все было прозрачно — бакалавр с базовыми знаниями и магистр с углубленной подготовкой. Теперь же термины меняются, и кадровики пока не представляют, чем будет отличаться, например, выпускник пятилетней программы от семилетней.
«Мы привыкли, что магистратура — это еще один уровень и возможность прокачать навыки в смежной области. Сейчас это стирается. Как оценивать новых специалистов на собеседованиях? Сколько они реально умеют и сколько захотят получать после девяти лет в университете? Пока ответов нет», — делится руководитель HR-службы крупной IT-компании.
Кроме того, бизнес беспокоит сам портрет будущих сотрудников. Новое поколение студентов и выпускников сильно отличается от тех, кто приходил на рынок труда десять лет назад. Работодатели отмечают снижение уровня вовлеченности и ответственности: молодые специалисты часто не готовы «жить на работе», как это делали их предшественники, а иногда и вовсе могут уйти посреди рабочего дня без объяснений.
Если отбросить официальные формулировки о «повышении качества образования» и «усилении подготовки специалистов», то становится очевидно: главная цель реформы — не забота о студентах и их будущем, а отказ от западной, болонской модели. Власти хотят продемонстрировать самостоятельность и разрыв с чужой системой, даже если цена за это — доступность образования для миллионов семей. Диплом становится длиннее и дороже, а ответов на вопросы о будущем выпускников и рынке труда по-прежнему нет. Так текущая реформа — это про политику или про образование?